Корзина
Выбранных анализов: 0

Вход в систему


Квитанция для оплаты услуг через банк

Принимаем Яндекс-Деньги и WM
WM: R361226572917
ЯД: 41001355996203

Институт профилактики с 1 августа 2013 г. находится по адресу:
117303 Москва, Балаклавский проспект, дом 33, строение 2
8 499 713 75 30
8 903 578 52 22

Комплексный подход к профилактике наркомании

Школам

Наше государство, к сожалению, не выработало пока единой концепции профилактики наркомании в школах, программы помощи проблемным семьям или детям. У нас детской и подростковой наркоманией занимается отдельная служба – наркологической помощи. А вот как упредить пробы наркотиков, как заметить факты первых проб, чтобы предупредить развитие наркотической зависимости – по этому поводу больше теоретических изысканий, нежели практических дел. Еще и сегодня санитарное просвещение, направленное на предупреждение наркомании и токсикоманий у подростков, представляет большие трудности. С одной стороны, сведения о вреде наркотиков для здоровья подростков, о возможности пристраститься к ним могут быть крайне недостаточными, неверными или вовсе отсутствовать. С другой стороны, значительная часть подростков может вообще не знать о существовании некоторых дурманящих средств. В этом случае с благой целью поданная информация об опасности злоупотребления наркотиками может пробудить у части подростков соблазн испытать их действие на себе. Таким образом, мы – врачи психиатры-наркологи, берущиеся за профилактику употребления и распространения наркотиков среди учащихся школ, чувствуем ответственность перед подростками, родителями, коллегами, обществом, перед самими собой за качественное и эффективное выполнение поставленной задачи.

Сейчас есть целые школы, где наркотики совершенно свободно предлагаются в уборных. Об этом иногда говорят как сами школьники, так и учителя. Многих родителей беспокоит тревожная тенденция к увеличению случаев употребления наркотиков подростками, многочисленных случаев попыток вовлечения в это школьников старших классов, которые постоянно предпринимают преступные элементы на дискотеках, в тусовках, откуда наркотики и приносят чаще всего в школы. Такие вопиющие факты нельзя оставлять без внимания. Педагоги, зачастую получая сигнал о лицах, от которых исходит наркоинициатива предлагают перевести таких детей в другую школу, стремятся избавиться от них или просто ждут, когда же, наконец, они закончат своё обучение в школе. Но это не решит проблему. В таких случаях надо бы привлекать психологов из крупных психологических центров (как это делается в других странах) и сделать заказ на некую программу: исследование проблемы, выявление лидеров – то есть сделать диагностику ситуации, сложившейся в данной школе. Частью такой программы должно стать и тестирование школьников на наркотики. Милицию, конечно, тоже нужно привлекать, но уже в последнюю очередь.

Успехов, достигнутых медициной, обществом в лечении и реабилитации наркоманов гораздо меньше, чем в лечении других психических расстройств. Если результаты оценить статистически за длительный период времени (кратковременные ремиссии могут быть частыми, но не свидетельствуют о полном излечении), то процент успешных исходов крайне мал. Это лишний раз подчёркивает необходимость обратить внимание на весь комплекс профилактических мероприятий, который только возможен.

Да, до сих пор не было эффективных методов борьбы, способных остановить зло наркомании. Несмотря на многие усилия правительства и общественности, число наркоманов нарастает лавинообразно. Так, в 1992 г . в России было официально зарегистрировано 1,5 млн. человек, которые пробовали или систематически употребляли наркотики. Число таких лиц в 1994 г ., по данным МАБНН Международная Ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом), составляло 6 млн. человек. К настоящему времени этот темп роста сохраняется и составляет около 12-14 млн. человек. Нетрудно заметить: рост катастрофический. Уже ясно, что остановить наркотическое зло можно, лишь действуя сообща, всем миром; для этого далеко недостаточно усилий наркологические службы, силовых ведомств, педагогов. Если у кого-то в семье нет наркоманов и алкоголиков, и он считает, что борьба с наркоманией не его дело, он жестоко ошибается. Наркозло рано или поздно достанет либо его самого, либо его детей и внуков. Нарковербовщики умеют втягивать подростков в трясину наркомании и делают это весьма профессионально (ведь стараются-то они за большие деньги!). Выход один — поставить им сплошной заслон общественного неприятия и активного сопротивления. Активная, непримиримая по отношению к немедицинскому потреблению наркотиков гражданская позиция каждого человека, а в особенности родителя, педагога позволит сделать существенный вклад в профилактику наркоманий и связанных с ней преступлений.

В США, например, накоплен хороший опыт по наркотестированию учащихся. Существует как юридическая база, детально проработанные планы действий, так и исследования эффективности, которые показывают хорошие результаты.

Многие школы в США на протяжении уже длительного периода времени используют выборочное тестирование учащихся на алкоголь и наркотики как часть программ по профилактике. Тесты на основе подозрений также используются. Верховный Суд США выразил свое одобрение применению тестирования в случае наличия подозрений, возможность такого тестирования внесена в законодательство многих штатов. Эти штаты отличаются также позитивным отношением и к выборочному тестированию учащихся, занимающихся в школьных клубах и секциях.

Мы общались с Лизой Бради, которая работала зам. директора школы в 1997 г . Она, а также юрист Давид Эванс (родитель), с кем мы также общались, активно боролись за введение тестирования. В настоящий момент Лиза работает директором другой школы, но и там проводит удачную программу по тестированию. Лиза Бради подчеркивает, что тестирование на наркотики должно быть частью более широкой программы профилактики, и что задача тестирования на наркотики - помочь ученикам, а не наказать. Она часто посещает другие школы и рассказывает родителям и штатным работникам о том, как надо проводить выборочное тестирование на наркотики в школе и каких результатов можно ожидать. Она подчеркивает, что ключом успеха программ по тестированию является информирование. В начале было много вопросов, родители волновались и не знали, какие последствия тестирование будет иметь для их детей. После того, как родители получили четкие ответы на интересующие их вопросы, большинство из них поддержало идею и выразили доверие школе в проведении тестирования на наркотики.

На сегодняшний день нет закона об обязательном тестировании на наркотики. Но никто не запрещает проходить такое тестирование в добровольном порядке. Заказчиками тестирования на наркотики могут стать как родители или другие законные представители детей, так и сами школы, департаменты и управления образования, муниципалитеты.

Мы ездим по школам и рассказываем о профилактике наркоманий, о тестировании на наркотики. Иногда, правда, приходится встречать сопротивление со стороны родителей или тех, кто хочет запретить тестирование на наркотики в школах. Но нас мало е интересуют такого рода дебаты. Российское законодательство не запрещает тестирование на установление факта употребления наркотиков, алкоголя, психотропных средств, а, напротив, всё идёт к тому, чтобы сделать его обязательным, так что вопрос полностью закрыт. Дискуссии могут вестись только по вопросам, насколько школы, управления образования хотят или не хотят использовать этот метод в своей профилактической работе. Мэр Москвы Юрий Лужков считает необходимым проводить проверки студентов и школьников на употребление наркотиков. По мнению Юрия Михайловича, это позволит проводить эффективную профилактику и активизировать противодействие наркомании в молодежной среде.

Сейчас есть основанные на современных научных разработках, простые в обращении иммунохроматографические тесты для диагностики употребления наркотиков по их следам в моче тестируемых. При этом факт употребления наркотика может быть установлен по результатам экспресс-анализа мочи: наркотические вещества будут обнаружены даже в том случае, если школьник однократно употребил наркотик за несколько дней до пробы.

Проводя регулярно, но без предварительного оповещения, тестирование на наркотики школьников старших классов (8-11-е классы), слушателей колледжей и техникумов, устраивая общие внеплановые проверки в школах, выборочно проверяя отдельных школьников по предложению родителей или учителей, мы сможем захватить болезнь до ее выраженного начала, принять необходимые меры по спасению ребенка и пресечению канала распространения наркотика.

Тестированию учащихся в школе, как правило, предшествует разъяснительная работа среди педагогов и родителей по целям и процедуре тестирования на наркотики.

Здесь можно ознакомиться с Положением об оказании профилактических услуг.