Корзина
Выбранных анализов: 0

Вход в систему


Квитанция для оплаты услуг через банк

Принимаем Яндекс-Деньги и WM
WM: R361226572917
ЯД: 41001355996203

Институт профилактики с 1 августа 2013 г. находится по адресу:
117303 Москва, Балаклавский проспект, дом 33, строение 2
8 499 713 75 30
8 903 578 52 22

Комплексный подход к профилактике наркомании

Концепция профилактики

Вступление
Прежде чем заняться столь узким и сложным направлением деятельности мы, врачи, психологи и юристы Института профилактики,  попытались лучше узнать: как выстроена государственная система профилактики. Для этого мы общались с директорами школ, сотрудниками управлений образования, работниками различных психологических центров, врачами и психологами наркодиспансеров, с правоохранительными органами, депутатами, родителями.
11 декабря 2008 года в Мосгордуме с участием врачей Института профилактики прошли слушания: "Профилактика наркомании среди молодёжи с применением современных психолого-педагогических методов и наукоёмких технологий раннего выявления употребления наркотиков". Институт профилактики также принял участие в нескольких конференциях и круглых столах, посвящённых профилактике наркоманий.
Что же можно отметить.
Прежде всего, отдадим должное законодателю. Хотя пределов совершенствованию нет, тем не менее, вопрос профилактики наркоманий и алкоголизма прописан в законодательных актах, на наш взгляд, хорошо.
Так п.2 ст.41 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Пункт 2 ст. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляет приоритет профилактических мер как один из основных принципов охраны здоровья граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г . №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Пункт «б» статьи 101 Устава Московской области гласит: «Государственная политика в Московской области в сферах здравоохранения и охраны окружающей природной среды строится на основе принципов приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан». А пункт «в» статьи 102 Устава закрепляет, что «Государственная политика в Московской области в сферах здравоохранения и охраны окружающей природной среды осуществляется в целях профилактики и лечения алкоголизма и наркомании».
В Москве в 2007 году был принят Закон города Москвы "О профилактике наркоманий и незаконного потребления наркотических веществ, психотропных веществ в городе Москве".
Что касается исполнительной власти, то 13.09.2005 Постановлением Правительства РФ № 561 утверждена Федеральная целевая программа "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2005 - 2009 ГОДЫ". Государственными заказчиками программы являются целый ряд министерств и ведомств: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Одной из задач этой программы является проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений.
Также есть ещё целая масса нормативных актов как законодательной, так и исполнительной власти, где о профилактике наркоманий и алкоголизма написано правильно, со знанием дела. Также многие муниципальные образования дублируют вышеуказанные формулировки в своих уставах.
Абсолютно все специалисты, с кем мы пообщались, и в чьи функциональные обязанности входила профилактика, были здравомыслящими людьми и согласились с тем, что решение проблемы наркомании возможно только при качественной, повсеместной и системной профилактической работе. В то же время они отметили, что системности как раз и нет. Многие признавали, что профилактика наркоманий, других видов зависимостей хоть и входит в их круг профессиональных обязанностей, эти обязанности прописаны в должностных инструкциях и регламентах, но, тем не менее, профилактическая работа ведётся по остаточному принципу – на систематическую работу просто нет времени, а иногда и мотивации. Безусловно, говорилось и о недофинансировании, и о том, что написанные программы профилактики пылятся на полках, что профилактика не доходит до её мишеней, нет критериев оценки эффективности профилактики, не хватает межведомственного и межрегионального взаимодействия, имеет место неконструктивная взаимная критика участников профилактики и написанных ими методических материалов, брошюр, книг, агиток и т.д. Нередко профилактическая работа вменяется в обязанности сотрудникам, которые не всегда владеют данным вопросом и вынуждены учиться на ходу. Хотя надо отметить, что равнодушных всё же не было.
Но бояться трудностей не в наших правилах. И мы – врачи, психологи Института профилактики, берущиеся за профилактику употребления и распространения наркотиков, берущиеся за установление фактов употребления наркотиков и психотропных веществ, чувствуя ответственность перед подростками, родителями, коллегами, обществом, перед самими собой за качественное и эффективное выполнение поставленной задачи, решили также принять непосредственное участие в профилактике наркоманий и связанных с ними правонарушений.

Концепция
Целью нашей профилактики, профилактических услуг является помощь государству, обществу в формировании антинаркотического мировоззрения, в создании условий для здорового образа жизни, в предупреждении развития наркоманий, в предупреждении ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, в предупреждении несчастных случаев на производстве и на транспорте, в улучшении демографической ситуации.

Мы убеждены, что:

профилактика должна проводиться в соответствии с основными принципами:

законности – недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничения конституционных прав граждан, кроме случаев установленных федеральными законами;

системности – разработка и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа развития наркоситуации в стране;

комплексности – организация взаимодействия с участием общественных и религиозных объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и педагогов образовательных учреждений;

координации – достижения согласованности действий субъектов профилактической деятельности;

превентивности – организации мероприятий, прежде всего, в интересах профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, и их заблаговременного проведения в сочетании с адекватным увеличением объема и интенсивности;

непрерывности – обеспечения целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности;

универсальности – организации и проведения мероприятия с учетом возможности реализации различных видов и направлений профилактической деятельности;

конфедициальности - сведения о выявленных фактах употребления наркотиков и психотропных средств, о фактах наркоманий, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитах не передаётся нами в официальные органы, и тем самым, не является основанием для ограничения прав и свобод человека; заказчики профилактических услуг (юридические и физические лица) вправе самостоятельно распорядиться полученными результатами, заключениями, выводами.

Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:

1.Проведение просветительской (лекционной) работы с родителями подростков. Еще и сегодня санитарное просвещение, направленное на предупреждение наркоманий и токсикоманий у подростков, представляет большие трудности. С одной стороны, сведения о вреде наркотиков для здоровья подростков, о возможности пристраститься к ним могут быть крайне недостаточными, неверными или вовсе отсутствовать. С другой стороны, значительная часть подростков может вообще не знать о существовании некоторых дурманящих средств. В этом случае с благой целью поданная информация об опасности злоупотребления наркотиками может пробудить у части подростков соблазн испытать их действие на себе. Поэтому и приоритетом в нашей лекционной и индивидуальной профилактической работе являются, прежде всего, родители, имеющие детей в возрасте 12-18 лет.

2.Реализация мероприятий, направленных на антинаркотичекую пропаганду и рекламу.

3. Подготовка и издание статей, буклетов, брошюр, книг, аудио- и видеоматериалов профилактической направленности.

4.Организация и проведение профилактических мероприятий с группой повышенного риска злоупотребления наркотиками.

5.Проведение тестирования на наркотические средства и психотропные вещества, ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты и др. Организация проведения подтверждающих анализов.

6.Организация для детей спортивных секций, кружков по интересам, спортивных мероприятий.

7.Формирование собственной системы реабилитации наркозависимых.

8.Организация проведения независимых экспертизы наркологической, наркологического освидетельствования.

9.Разработка и предложение пакетов профилактических услуг для родителей подростков и для лиц, у которых в результате проведённого тестирования установлен факт употребления наркотиков или психотропных веществ. При разработке и проведении профилактических мероприятий отдача предпочтения индивидуальным методам работы, а также методам косвенного и опосредованного воздействия на лиц, склонных к наркомании, обучение детей и подростков умению отказываться от проб наркотиков.

10.Проведение индивидуальной и групповой профилактической работы среди лиц, привлечённых к административной ответсвенности за факт употребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ при управлении транспортным средством.